МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих
А.Н.Островский

Бесприданница

16+
Музыкально-фольклорная драма

Премьера: 21.04.2017

Психологическую драму А. Островского «Бесприда́нница» режиссер-постановщик Е. Сафонова трансформировала в музыкально-фольклорную драму, раскрыв катастрофу человеческой натуры не только через характеры персонажей, но и через цыганские песенные мотивы.

Наш спектакль про страсть, про любовь, но и про деньги, увы, по сей день правящие миром. Для героев спектакля деньги решают все. Не случайно в пьесе А. Островского обычная монетка вырастает до символа: сначала Лариса рассказывает, как Паратов стреляет в нее, когда она держит в руке монетку, а в финале — Кнуров с Вожеватовым разыгрывают в «орлянку», как вещь, саму Ларису.

Символичны и имена персонажей: Лариса в переводе с греческого означает «чайка». Образ птицы ассоциируется с красотой, простором, свободой и уязвимостью. Кроме имени героини, есть еще и пароход «Ласточка». Паратов по-хозяйски распоряжается «птицами» — сбывает с рук сначала «Ласточку», а потом Ларису, тоскующую по свободе чайку приволжского города.

«Бесприданница» — единственная пьеса А. Островского, в которой выведены на сцену цыгане.- вольный народ, страстный и опасный, как сама природа. И Карандышев не случайно упоминает жизнь «цыганским табором», имея в виду толпы богатых гостей в доме Огудаловых.

А кто герой, способный на поступок, кто злодей, кто жертва — решать зрителю.

Спектакль — участник 15-го Всероссийского фестиваля «Дни А.Н.Островского в Костроме»

Ближайшие спектакли:

03
Ноября 19:00
А.Н.Островский
Бесприданница
24
Ноября 19:00
А.Н.Островский
Бесприданница

Постановочная группа

Режиссёр-постановщик Елена Сафонова
Художник-постановщик Елена Сафонова
Художник по костюмам Елена Альфер
Елена Сафонова
Художник - декоратор Алексей Старцев, Елена Старцева
Помощник режиссера Инга Генцелева
Музыкальный руководитель проекта Константин Белоногов
Свет Александр Редкозубов, Людмила Воронина
Звук Дмитрий Марчак, Александр Егошин

Действующие лица и исполнители

Огудалова Харита Игнатьевна Елена Князева
Лариса Дмитриевна Елена Альфер
Кнуров Мокий Парменыч Антон Арнтгольц
Вожеватов Василий Данилыч Михаил Петров
Карандышев Юлий Капитоныч Станислав Ананьин
Паратов Сергей Сергеич Антон Макеев
Робинзон Антон Топорков
Гаврило Роберт Левен
Иван Григорий Мухомедьяров
Илия Вероника Оруджева, Галина Окунева
Цыганки Галина Окунева, Яна Тимакова, Алина Алейник, Анастасия Макеева, Влада Козловская, Наталия Хасанова

2 комментария

  1. Nemezida
    Галина

    13 мая состоялся ещё один премьерный показ «Бесприданницы» и я хочу немного дополнить свой предыдущий отзыв.
    Никто из рецензентов не проанализировал очень непростой, психологически сложный и неоднозначный персонаж в пьесе — образ Юлия Капитоновича Карандышева. ПРЕССА оценила лишь гротескную кепи на актёре, сыгравшем эту роль, и подлинным сравнением нашла сравнение его с клоуном. И не более…
    Я просмотрела «Бесприданницу» в различных вариантах, видела Карандышева в исполнении Владимира Балихина (фильм1936 года), Армена Джигарханяна ( фильм-спектакль 1974 года) и, конечно же в блистательном исполнении Андрея Мягкова в «Жестоком романсе».
    В постановке Калининградского музыкального театра, Карандышев другой.
    Мы привыкли видеть в Карандышеве маленького, жалкого, ничтожного человечка, обладающего тем не имперскими амбициями. Мы видим в нём желание бахвальства, красования, возвеличения за счёт Ларисы. Да, он жалок, мелок, тщеславен, но при всем этом Ларису любит. Он любит её своеобразно, с позиции раба, которому волею судьбы выпал шанс быть с предметом своего обожания. Ему бы с благодарностью принять этот дар и наслаждаться, но нет, Карандышев желает покуражиться, тем самым стремясь показать обществу (достаточно мерзкому), что и он таков. Любовь человека к человеку принимает порой весьма неоднозначные формы… Понимая, что Лариса его не любит, он все же просит её изобразить свободу выбора. Гордыня накладывает на любовь свою уродливую маску.
    Но и в нем живёт душа, душа страдающая от своей двойственности и противоречивости, скажем так, от своей нецелостности и неосознанности. И мне его жаль…жаль, что ограничен, жаль, что обусловлен, жаль, что приоритетом ставит ложные ценности, навязанные обществом.
    Актеру, воплотившему этот образ, Станиславу Ананьину, на мой взгляд пришлось реализовать все свои способности, чтобы донести до зрителя весь спектр личностных черт героя. И могу сказать, что ему это удалось блестяще. Актёр сумел передать и самолюбование героя, его подражание великому тезке — Юлию Цезарю и в то же время трагедию раздвоенной личности. Мне видится, что режиссёр не зря ввела в трактовку пьесы сцену, где Карандышев имитирует судороги, напоминающие синдром Туретта (надо сказать, исполненные весьма правдоподобно)). Несомненно одно: Станислав во всех сценах достоверен: реплики персонажа произносятся с нужной подачей, с правильно задействованной эмоцией. В сцене, где Лариса захватывает горло Карандышева рукой, возникает даже чувство опасения за жизнь актёра: его лицо краснеет, на висках выступают вены — сильный эффект.
    Очень мощно показаны трагические сцены: монолог Карандышева с болью и надрывом, где он говорит о том, что и такой человек, как он, хочет и достоин любви, сам крик признания и его неподвижное, с застывшим взглядом состояние после убийства. Убить человека нелегко, убить того, кого любишь — нелегко вдвойне. Руководимое Карандышевым аффективное состояние «так не доставайся никому!», бравада от своего могущества распоряжаться чужой жизнью схлынули… осталось только горькое прозрение от осознания своего поступка. Растерянность, ужас от непоправимости содеянного, когда маски сброшены и несчастная, слабая, заблудившаяся душа молча созерцает самое себя — все выражено актером и лицом и телом в совершенстве.
    Мне думается, что сам Станиславский вскрикнул бы: » Верю!»
    Благодарю актёра за точно воплощенное внутреннее содержание образа, тщательное и глубокое проникновение в самую суть, за колоссальный труд и вложенную в роль энергию.
    Желаю дальнейшего развития!

  2. Nemezida
    Галина

    Хочу поделиться своим впечатлением о спектакле «Бесприданница», премьера которого состоялась 21 и 22 апреля.
    На мой взгляд, спектакль получился живым, захватывающим и интересным. Несмотря на хрестоматийность произведения, на уже увиденные постановки других режиссёров смотреть было очень интересно.
    С первых минут спектакля зритель погружен в действо. Понравилось то, что ещё до начала собственно пьесы на сцене уже колдовал слуга, разминался Мокий Парфеныч, а в фойе пели и танцевали прекрасные цыганки.
    Актерам Антону Арнгольцу и Михаилу Петрову точно удалось воплотить образы эдаких денежных тузов, осознающих свою силу, заключенную в богатстве. Характер Вожеватова хорошо прослеживается в самом начале спектакля — в сцене, как он жадно и неряшливо ест апельсины. Это и смешно, и многим характеризует персонаж. Антон Арнтгольц безупречно воплотил Кнурова, вальяжного, уверенного в своей мощи человека.
    Антон Макеев — яркий, соблазнительный Паратов, блистательный барин, щедрый, расточительный, всеми любимый и почитаемый достоверен и хорош.
    Очень сильный образ Хариты Игнатьевны Огудаловой. Елена Князева везде великолепна, а в » Бесприданнице» особенно. К ней хочется применить не совсем театральный эпитет, но,на мой взгляд весьма точный — женщина огонь. Темперамент, красота, харизма бьют неиссякаемым фонтаном!
    Смешной, наивный, с хитрецой Робинзон в исполнении Антона Топоркова удался на славу! Движениями, мимикой, неповторимой игрой этот обаятельный молодой актёр выразил характер персонажа точно и недвусмысленно.
    Лариса Дмитриевна Огудалова — Елена Альфер пронзительна и вызывает чувство сопереживания.
    Образ и характер Карандышева раскрыт полно и достоверно.
    Все актёры, задействованные в этом спектакле, сумели передать и накал страстей, и драматизм ситуации, показали профессионализм, подготовку и мастерство.
    И цыганки, и слуги в спектакле сыграны ярко и талантливо. Было приятно и тепло слышать цыганские песни, свободные, мощные, красивые. Очень понравилась песня в исполнении Наталии Хасановой. Голос великолепный — нежный, чистый, берущий за душу, энергия звучания достигает сокровенных глубин.
    Григорий Мухомедьяров и Роберт Левен — очень талантливые молодые актёры с большим, по моему мнению, потенциалом.
    Благодарю режиссёра за интересную постановку, актёров театра за прекрасную игру и доставленное удовольствие.
    Творческих успехов вам, талантливые люди!

Добавить комментарий

Вам необходимо войти или зарегистрироваться