МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Интервью о российских гастролях театра

20 октября 2015

«Калининградская правда» 16 октября 2015года:
 ЛЮБОВЬ ЗЛА, или как калининградский Музыкальный театр на чужих сценах себя показал 
Премьера спектакля «Любить Нерона» состоялась в октябре 2014-го. За год «дитя» окрепло, приняв участие в Международном Волковском фестивале в Ярославле. Перед Ярославлем  Первой русской сценой Ярославля труппа впервые побывала в столице и городах Золотого кольца России. Подробнее об этом журналисту «Калининградской правды» Татьяне Изотовой рассказала руководитель литературно-драматической части театра Ольга БОЛЫЧЕВА:

Начну с того, что нашему театру гастрольный тур по России нужен был как воздух. Калининградский областной музыкальный театр самый молодой в нашем регионе, проделана огромная работа по его становлению, найден свой стиль, определена творческая концепция и нам было очень важно понять, как нас воспримут в большой России, в городах, где театральные традиции формировались не одно столетие. В каждом городе, где мы выступали перед коллективом стояли определенные задачи. Например, в Москве, на сцене театра Луны, главное было представить свои работы перед театральными критиками и журналистами, а их на рок-драму «Любить Нерона» пришло больше двадцати! Благодаря этому мы получили большой резонанс в прессе. А в Рыбинске нам предстояло освоить большую сцену и зал аж на 1200 мест. В Костроме и Ярославле проверить, интересно ли то, что мы делаем, искушенному российскому театральному зрителю.

У нас в репертуаре есть традиционные постановки, на мой взгляд, беспроигрышные в плане зрительского восприятия, но наш художественный руководитель и основатель театра Валерий Иванович Лысенко принял довольно рискованное решение: показать два новых и совершенно разных по стилю спектакля: рок-драму «Любить Нерона» и «Осаду» по пьесе Е.Гришковца. В Рыбинске мы показали еще и детский спектакль из нашего золотого фонда — «Остров сокровищ» в постановке Валерия Бухарина, который маленькие зрители приняли просто на «ура». Спасибо нашему министерству культуры за финансовую поддержку этого гастрольного тура, благодаря чему такая поездка стала возможна.

Но главной целью Калининградского музыкального театра было, конечно, участие в ХVI международном Волковском фестивале в Ярославле, где мы представили нашу провокационную постановку рок-драму «Любить Нерона». Предваряя все вопросы, сразу скажу, что никаких премий и дипломов на этом фестивале не дают, не предусмотрено Положением.. Призом и Признанием является само участие в этом фестивале, возможность выйти на сцену самого старейшего театра России. Это своего рода крещение или приобщение к театральной элите страны. И сейчас, не без гордости за наших ребят могу сказать, что это испытание они выдержали с честью. Было приятно, что их игру высоко оценили не просто искушенные театралы — такова фестивальная публика, жюри фестиваля, но и наш земляк, очень популярный у нас в области режиссер Евгений Марчелли, который даже в гримерки после спектакля пришел, чтобы лично наших артистов поздравить. Такое признание от сдержанного в эмоциях и довольно скупого на похвалу Жени было особенно ценно. Но больше всех лавров от театральных мэтров досталось нашему художественному руководителю Валерию Ивановичу Лысенко за то, что ему удалось создать такую уникальную труппу, артисты которой молоды, харизматичны, обладают прекрасными голосами и недюжинным актерским даром. Поверьте, это не мое личное мнение, а маститых театральных критиков, которые хорошо знают многие театральные коллективы. Да, и сам спектакль — провокация, артхауз — «Любить Нерона» случился исключительно потому, что Валерий Иванович ничего не боится и бесконечно в нас всех верит.

Не помню уже, что послужило первопричиной интереса режиссера Елены Сафоновой к жизни римского императора Нерона, но заинтересовал ее больше всего определенный аспект — любовь тирана не просто к театру, к актерству. Человек, которому было суждено вершить судьбы в огромной империи, находил истинное наслаждение в выступлениях перед публикой в качестве певца и актера. Нерон искренне верил, что в случае низвержения «прокормится ремеслишком». Когда режиссер попросила написать об этом, я думала, что это невозможно. К тому же уложиться надо было максимум в полтора часа! Решение пришло вместе с песнями группы «Агата Кристи», которые идеально ложились на придуманную нами историю. Вот так и родилась эта драма пятнадцать лет назад. Пока Режиссер не нашла своего артиста на роль Нерона. До сих пор не могу разгадать, как Станиславу Ананьину в этой роли удается совместить несовместимое — вызвать, не просто любовь к жестокому тирану, но и сострадание — чувство в наши дни бесценное! Актерское обаяние и какой-то особенный голос? Нет, дело даже не в отработанных актерских интонациях, жестах, улыбке, безотказно действующих на зрителей, самых разных причем зрителей. Есть еще какая-то магическая энергия, которую он посылает в зрительный зал, которая захватывает, проникает прямо в душу и подолгу не отпускает потом.

Удивительно по-разному звучал наш спектакль «Любить Нерона» на театральных сценах разных городов. В Москве, например, спектакль прозвучал на удивление политизированно. По крайней мере, так его воспринял московский зритель. … Но самым точным по режиссерскому замыслу и актерской игре спектакль был на сцене Костромского драматического театра имени Островского. Театральная публика в этом городе не просто искушенная, как в Ярославле, но еще и очень чуткая, изначально настроенная к восприятию. Зрительный зал был переполнен, билеты раскуплены еще до нашего приезда, приставными стульями заполнены проходы, а на галерке не было даже стоячих мест. Актеры всегда чувствуют энергетику зала, поэтому и играли они, образно говоря, не просто богов, а как боги. Каждый жест, каждая реплика, каждая пауза были наполнены таким глубоким смыслом, что даже я, несмотря на то, что сама это и писала, прониклась масштабностью заявленной темы и потрясающей актерской игрой. О наших артистах я могу говорить до бесконечности. Поэтому отмечу лишь главное, что было, например, не так очевидно на нашей сцене.

До совершенства довела роль Октавии Галина Кузнецова. На мой взгляд, на фестивальной площадке, она в актерском плане переиграла всех — даже самого Нерона. Сложнейшую режиссерскую задачу по совмещению сразу двух главных ролей в спектакле — богини Венеры и рабыни Акты — просто виртуозно выполняет Елена Альфер, раскрывая всю многогранность своего таланта как солистки, так и драматической актрисы. Собственно, она и Антон Арнтгольц в роли Амура и Бурра изначально задают тон всему спектаклю. Зрителю такое не всегда заметно, но весь спектакль на них и держится. Николай Перлухин в сложнейшей роли философа Сенеки сумел найти нужный баланс между высоким и низменным и был предельно актерски точен. Елена Мочалова в роли Агриппины была совсем иной, нежели на калининградской сцене, приземленной и менее царственной, что ли. Даже и не знаю, какая трактовка мне нравится больше, но особые симпатии зрителей неизменно были на ее стороне, хотя опять же — образ-то чудовищный! Особый респект Александру Дудницкому. Солист с прекрасным голосом, имеющий классическое музыкальное образование, да и просто красавец, с такой улыбкой, что невозможно не улыбнуться в ответ. Когда режиссер утверждала его на роли Юпитера и Британика, говорила: «Даже если он будет просто петь и улыбаться — от него уже глаз не оторвать». А Саша взял и удивил нас всех прекрасной актерской игрой в этой музыкальной рок-драме.

Особого шику постановке добавил наш балет. Несмотря на то, что девочкам было непросто каждый раз вписываться в новое сценическое пространство, они ни разу не сфальшивили и смотрелись всегда эффектно и уместно.

На выезде можно было по достоинству оценить работу наших технических служб, когда ребятам приходилось в самые сжатые сроки настраивать свет, звук, ставить декорации для каждого зала по-новому.

Что еще дали нам всем эти гастроли? Наверное, то, что мы научились больше ценить друг друга и тот Храм Искусства — Калининградский областной музыкальный театр, в котором мы все служим.

 

Фото — из региональных и столичных изданий во время гастрольного тура театра.