МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Войти | Регистрация
Версия для слабовидящих

Следите за афишей

18 января 2017

В репертуаре областного музыкального театра много интересного. Если вдуматься, Новый год — сплошная условность. Но тем не менее это прекрасный повод подвести некоторые итоги, поставить задачи на перспективу, особенно если речь идёт об искусстве, «базирующемся» на условностях. О том, с какими результатами в очередной раз пройден временной «экватор», что интересного было в минувшем 2016-м и каковы планы на будущее, нашему корреспонденту Татьяне Изотовой рассказал художественный руководитель Калининградского областного музыкального театра заслуженный деятель искусств России Валерий ЛЫСЕНКО.

— Валерий Иванович, если бы вы были рядовым зрителем, какой спектакль порекомендовали бы своим знакомым?

— Это зависит от того, кому потребуется совет: возраста, вкусов, интересов зрителя. Я же для всякой постановки — «крёстный отец», поскольку отвечаю за всё, что происходит на нашей сцене, «благословляю» каждую премьеру, и каждое представление для меня дорого. А сколько в процессе их создания сломано копий, сколько «сорвано» связок, истрёпано нервов, пролито «невидимых миру слёз» — это уже наше внутреннее дело. Творческий процесс, сами понимаете.

Но могу сказать точно: возможности выбора мы театралам предоставляем широкие. У нас, как в Греции, «всё есть». Прежде всего главный «хлеб» музыкального театра — спектакли «профильных» жанров. Ими открываем и закрываем всякий сезон. В мае, например, попрощались с публикой оперой «Моцарт и Сальери. Реквием», это сочинение Римского-Корсакова с Реквиемом Моцарта в постановке народного артиста России Дмитрия Бертмана. Тут, наверное, есть смысл напомнить читателям о том, что с 2001 года существует совместный проект Калининградского музыкального и Московского музыкального театра «Геликон-опера», главным режиссёром которого стал Бертман. За годы сотрудничества на здешней сцене было поставлено немало шедевров мировой классики, к созданию которых причастны дирижёры, художники, артисты «Геликон-оперы». Благодаря им в репертуаре нашего театра и «Летучая мышь», и «Принцесса цирка», «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Царская невеста», «Евгений Онегин»… На «Онегине» (в последний раз давали его в ноябре) был полный зал!

Нынешний сезон начался, естественно, с премьеры. На этот раз поставили оперетту Имре Кальмана «Сильва». Билеты раскупили за неделю до открытия. Уверяю вас, оно того стоило. Было много лестных отзывов, причём люди отмечали не только результат работы труппы, но и то, насколько важно иметь в городе театр, где ставят музыкальные спектакли. Что радует — зритель молодеет, становится активнее, обсуждает в соцсетях увиденное. Значит, наши старания, выражаясь высоким слогом, нести в массы высокое искусство достигают цели.

— Своего зрителя надо «взращивать» самим. Впрочем, кого я пытаюсь учить. Как раз ваш театр много для этого делает, трепетно относится к дошкольной аудитории. Мой великовозрастный сын до сих пор вспоминает Муршарика, героя постановки, которой уже больше двадцати лет.

— Знаменитому режиссёру Константину Станиславскому принадлежит фраза: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, совершеннее». Ну и выбор пьес важен. У нас действительно немало детских постановок, в том числе и музыкальных. «Золотой фонд» постоянно пополняется. В прошлом году — мюзиклом «Царевна-Лягушка». На премьеру приезжала автор либретто Наталья Кузьминых, она оказалась благодарным зрителем, сказала, что мюзикл ей понравился «до мурашек». Нам тоже понравилось их совместное творчество с композитором Егором Шашиным, и детским новогодним спектаклем стал сказочный детектив «Следствие ведёт». За приключениями Лисы и Кота в сапогах, Красной Шапочки и Серого Волка, Золушки и Снежной Королевы детвора следила с 22 декабря по 8 января, но — не насмотрелись, по просьбам родителей включили музыкальный детектив в февральскую афишу.

К слову, у нас ведь не только для малышей спектакли, есть постановки для ребят постарше и даже, если быть точнее, — для семейного просмотра. Например, «Недоросль» Дмитрия Фонвизина, мюзикл «Необыкновенный талант» композитора Алексея Шелыгина по мотивам чеховской «Каштанки», премьера нынешнего сезона «Маленькие рассказы. Рыбалка с Чеховым». Этот спектакль мы показывали 3 ноября в рамках акции «Ночь искусств» и отметили, что он привлёк именно разновозрастную публику, взрослые пришли вместе со своими детьми.

— Какие ещё новинки были в прошедшем году?

— Прежде всего я бы отметил наш эксклюзив, по пьесе Ольги Болычевой режиссёр Елена Сафонова, хорошо знакомая постоянному зрителю музыкального театра, поставила спектакль «Мужское танго». Страсти по Вагнеру. Автор музыкальной аранжировки — калининградский композитор Дмитрий Кошелев. Работа проделана большая, есть оправданный интерес у зрителей как ко всякому театральному эксперименту.

В декабре показали лирическую комедию Нила Саймона «Пылкий влюблённый» в постановке Елены Князевой. Это уже вторая режиссёрская работа актрисы. Пьеса американского автора, написанная в 1969 году, и сегодня актуальна и востребована.

— У вас в репертуаре достаточно много драматических спектаклей. Как это соотносится с тем, что театр — музыкальный?

— Во-первых, во многих таких постановках часто используются музыкальные номера. А во-вторых, наши вокалисты тоже без дела не сидят. Помимо опер, оперетт, мюзиклов, калининградцы охотно посещают концертные программы, где задействованы солисты и хор театра, балетная группа. В феврале с аншлагом прошло музыкальное шоу «Хиты Бродвея — Великий Гершвин», жемчужина нашего репертуара. В июне, когда театр с этим мюзиклом дебютировал в «Янтарь-холле», зал на полторы тысячи мест был заполнен. Вызвало интерес у жителей и гостей Светлогорска и наше музыкальное шоу «Романсы». Прошу отметить, что и все оперные спектакли, и музыкальные шоу проходят у нас в формате «акустический живой звук»: артисты поют без микрофонов.

Масштабным мероприятием стал и юбилейный концерт хора нашего театра. Коллективом, которому исполнилось 25 лет, по праву гордимся. Этот самодостаточный коллектив, ведомый художественным руководителем Константином Белоноговым, принимает участие и в театральных спектаклях, и выступает отдельно или с солистами на нашей и других сценах.

Не остались незамеченными концерты «Любовь — весенняя страна», «В мире прекрасной оперетты», «Шедевры мировой классики», программы ко Дню Победы, к 85-летию Микаэла Таривердиева. 15 января пройдёт совместный концерт с Калининградским оркестром русских народных инструментов «Новогодний серпантин», 22-го — «Любимое ретро». А в феврале состоится сольный концерт Сергея Артамонова. Этот солист влился в труппу в прошлом году. Бас, выпускник Калининградского музыкального колледжа имени Рахманинова и Московской консерватории имени Чайковского, с 2003-го по 2015 год был солистом театра «Новая опера», активно гастролирует за рубежом. Музыкальную программу, с которой познакомятся наши слушатели, Сергей повезёт во Францию.

— А что до гастрольной деятельности самого театра?

— 24 сентября солисты, артисты балета, музыканты театра побывали на международном фестивале «Балтийские Росы» в Каунасе, показали шоу «Романсы» на сцене концертного зала филармонии, исполнив лирические миниатюры разного «социального происхождения» в цыганском, белогвардейском, городском, салонном, народном романсе. Через месяц наши солисты Елена Артамонова и Александр Дудницкий приняли участие в VI фестивале оперетты и мюзикла ДОСSTAR, который проходил в Караганде. А в начале декабря Галина Кузнецова, Александр Дудницкий и Станислав Ананьин были приглашены в гастрольный проект, организованный посольством России в Кувейте. Это культурная программа из числа тех, что содействует улучшению микроклимата в дипломатических отношениях между странами. Вместе с коллегами из Костромы они выступили в двух больших концертах.

Часть труппы 31 декабря и 1 января провела два праздничных выступления в Польше: в Тчеве и Гдыне. Привезли соседям фрагменты «Летучей мыши», «Сильвы», «Принцессы цирка», «Кармен», других музыкальных спектаклей. Когда я приветствовал зрителей, было приятно, что в зале оба раза собирались друзья, в очередной раз показав: культура сближает при любой «погоде». Солисты и оркестр привели публику в полный восторг: цветы, овации, крики «Браво!», словом — всё как полагается.

Ну а теперь готовимся к поездке в Минск, куда повезём праздничный концерт, шоу «Хиты Бродвея», рок-оперу «Хоакин», рок-драму «Любить Нерона», спектакли «Осада» и «Утоли жажду», мюзиклы «Игорный дом», «Человек из Ламанчи», несколько детских постановок. Гастроли будут обменными, а значит, с 1 по 12 марта на нашей сцене станут выступать артисты Белорусского академического музыкального театра, которые привезут балеты, мюзиклы, оперетту, концерты, музыкальные комедии и сказки.

— А каких премьер нам ждать до конца этого сезона?

— Елена Сафонова начала репетиции музыкальной фольклорной драмы «Бесприданница» по Островскому. Готовится новая версия «Хоакина». Михаил Ляхов продолжает «погружение» в раннего Чехова: «Рыбалка» скорее всего станет «театральным сериалом». Заслуженный деятель искусств РФ Ислам Казиев «дошлифовывает» «Кровавую свадьбу» по пьесе Гарсиа Лорки. И, конечно, уже приступили к работе над премьерой следующего сезона. Это будет опера. Какая? Следите за афишей.

Источник: kaliningradka.ru